Пугачев Владимир, заместитель директора компании «Монтажные технологии».
Опыт работы
Реализация СВН в рамках проектов:
«Безопасный город» – Минск, Кобрин, Молодечно, Гродно, Витебск;
Спортивные объекты – «Чижовка-Арена», СВН для ледовых дворцов в городах – Лида, Молодечно, Горки, Орша;
Значимые, специализированные проекты – Национальный Аэропорт «Минск», Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, «Белтрансгаз» (КС Орша), МТЗ, фабрика «Милавица», ИП Velcom, «Белинвестбанк» и пр.
Объекты КВО и промышленности – БЖД, МВД, КГБ, «Белоруснефть», «Лукойл», также осуществлен ряд проектов СВН на зарубежных объектах.
Какой формат и статус может носить документ нормирующий применение СВН? (СТБ; ТНПА (ТР, ТКП, ТУ); НПА (Указ, Закон, Постановление и пр.)?
Создание такого документа — сложная задача. Могу сформировать только общее видение, требующее дальнейшей проработки. Я бы принципиально классифицировал такой документ (или документы) по типу объектов, разделив по значимости на три основные категории.
1 категория: объекты государственной важности, объекты Министерства обороны и Пограничных войск, объекты с массовым пребыванием людей. На такие объекты требуются нормы, носящие характер неотвратимости, которые должны соблюдаться неукоснительно. Если сказано, что должно быть определенное качество (разрешение) изображения (без чувствительности, она должна определяться во время проектирования), то его требуется исполнять. Для этой категории объектов должен быть документ, носящий гриф, например СОВБЕЗА, который выполняется четко. При этом должно быть согласование в Департамент охраны (ДО), МВД, ГКЦ. ГУВД, УВД и пр.
2 категория: небольшие объекты, например магазины, ларьки, рестораны, небольшие офисные здания и пр. Здесь роль регулятора должна чувствоваться только в определенных зонах или местах, заранее оговоренных в нормативной документации, т.е. возможен документ, предъявляющий требования к СВН для критически важной части данного объекта. Например, если это магазин: должны контролироваться вход/выход, кассовая зона и пр. места. Контроль должен осуществляться РУВД или ДО, т.к. они реагируют и расследуют случаи воровства и пр. Документ может носить ведомственный, министерский уровень.
3 категория: объекты административного, офисного типа как государственной, так и частной формы собственности. Этот тип регулирующего документа для СВН должен давать большую свободу при выборе СВН для хозорганов. Выбор уровня СВН на таких объектах должен зависеть, в первую очередь, от возможности и необходимости решения задач собственника объекта (в т.ч. внутреннего регламента). Контролировать наличие и уровень СВН может РУВД.
В результате при планировании установки СВН на объекте, согласно категории готовится техническое задание.
Сертификация СВН.
Мне кажется, следует исходить от категории объекта. Объект 1 категории, государственной важности и (или) с массовым пребыванием людей – при установке оборудования СВН следует провести полноценную сертификацию. По объектам 2-й и 3-й категорий, наверное, сертификация не требуется.
Следует ли нормативно закреплять порядок построения СВН на объекте (ТЗ, проект, монтаж, инсталляция, приемка, экспертиза и пр.)?
Было бы неплохо прописать в нормах все, кроме приемки СВН. Непонятно, кто будет заниматься приемкой? Должны принимать специалисты. По опыту, при проведении всего цикла работ над проектом СВН, много недобросовестных подрядчиков. Такая ситуация будет всегда, кстати, и на западе в проектах часто встречается.
Необходимо ли в РБ создание сторонней (независимой) организации, которая может давать экспертные детализированные заключения о соответствии СВН требованиям тех. задания (аналог Госэкспертизы)?
Однозначно. Международный опыт – экспертизой занимаются эксперты и инсталляторы. Мнение инсталлятора – одно из самых важных. Он берет на себя ответственность, что установленное оборудование выполнит свою работу.
В наших условиях требуется сторонняя экспертиза, которая может проанализировать и выдать задание на тендер. Я вижу массу тендеров с многочисленными ошибками: камера, не влезающая в кожух, объективы ухудшают параметры видеокамер, заявляются неправильные тех. характеристики, отличные от производителя и т.д.
Какие технические параметры должны быть детально прописаны в ТНПА для СВН, какие параметры должны описывать только итоговые (функциональные) задачи?
Необходимо отталкиваться от итоговых задач. При этом ввести систематизацию и классификацию итоговых задач (обнаружение, идентификация, распознавание). Соответственно для ТНПА СВН неважно, сколько Мп камера, зум объектива и пр. Принципиально важны 2 основных параметра: количество пикселей на метр изображения и соотношение сигнал/шум + чувствительность камеры. Если первый параметр можно рассчитать, то для второго параметра нужна методика его измерения, т.к. производители неохотно его указывают, либо заведомо искажают.
Какие критерии/параметры/показатели СВН должны быть обязательно отражены в тендерных требованиях?
Исходя из проведенных расчетов по пикселям на метр — разрешение камеры и объектива; исходя из освещенности на объекте — чувствительность камеры и соотношение сигнал/шум; исходя из обстановки на объекте — количество кадров в секунду по каждой камере для записи/отображения и минимальный размер архива с учетом применяемого кодека сжатия. При создании интегрированной системы важно требование к совместимости оборудования. По желанию можно дополнить требованиями к претенденту и квалификации персонала (дипломы, сертификаты и т.д. ). Вот такие «общие» показатели позволят создать рыночную обстановку и предотвратят коррупционные схемы.
Какой объем базовых технических требований можно заложить в НПА (ТНПА) для СВН при современном темпе технологического развития?
Продуктом видеосистемы является изображение которое дает информацию о событиях. Поэтому нормативные требования должны быть не к оборудованию, а к результату. Каждый инсталлятор должен предложить свой набор оборудования для решения задачи. Это актуальная проблема не только для Беларуси – разработать требования к качеству изображения в СВН.
Например, для решения задачи мы предложим IP-камеры в 29 Мп, другой инсталлятор предложит 70 аналоговых камер и покажет то же качество, ведь все считается качеством изображения (в пикселях на метр).
Я считаю, что нормативный документ по СВН должен определять качество изображения. Допустим, для чтения лица человека – 150 пикселей на метр. И как бы не менялись камеры, качество изображения (разрешение) не меняется. Так же для освещенности, функции регуляции ярче/темнее – прописать результат. Например, при определении номера машины необходимо, чтобы не мешал свет фар и пр. Вот тогда по-настоящему заработают все проектные институты. Следует исключить ситуацию в тендере – кто лучше рассказал, тот и победил.
Знаете ли Вы о разработке аналогичных НПА (ТНПА) за рубежом? Какова мировая практика и опыт создания норм СВН?
Например, в Англии (одна из ведущих стран в мире по количеству и качеству установленных СВН, а также один из первых разработчиков норм для СВН, прим. ред.) сейчас нет качественных нормативных актов в этом направлении. Существующие документы разработаны ассоциациями в основном для аналоговых СВН. Следует учитывать, что Англия только сейчас начала отходить от аналоговых СВН к IP-системам. Там давно поняли сложность получения от аналоговых СВН хорошего качества изображения, поэтому брали количеством (плотностью установки аналоговых камер). Поэтому, например, в Лондоне такая большая плотность установки камер. Сейчас пришло понимание, и они идут по демонтажу нескольких аналоговых камер и на их место ставят одну IP. Параллельно идет процесс выработки новых норм и правил.
Возможно в Беларуси создать качественный нормативный акт для СВН?
Да, требуется координирующий орган из 2-3 человек, которые подготовят задание – документ для специалистов и организуют систему взаимодействия. Посредством перекрестной переписки можно отсеять необходимые требования и принять их за основу. Главное — участие в разработке не только государственных специалистов, но и представителей заинтересованных групп: проектировщиков, поставщиков (мультибрендов) оборудования, инсталляторов... Видение этого вопроса и опыт работы есть у белорусских специалистов, вопрос в организации информационной площадки для обсуждения документа.