Aercom.by - Новости безопасности в Беларуси и СНГ

13 декабря 2017 г., среда

Отраслевые мероприятия (Беларусь)

30 ноября, 2017

СКУД SIGUR — практический семинар

14 ноября, 2017

Состоялись технические семинары от Axis

28 сентября, 2017

Итоги «Центр безопасности. 2017»

8 сентября, 2017

Видео учебно-практического семинара – «Построение интегрированных систем безопасности на основе оборудования и программного обеспечения TRASSIR, SIGUR (ранее «Сфинкс»)»

10 августа, 2017

Образовательный проект для специалистов по безопасности

20 июня, 2017

IDC DAY MINSK 2017: Infrastructure Efficiency, Cloud, Virtualization & IT Security Roadshow

Отраслевые мероприятия (зарубежные)

5 сентября, 2017

Охрана периметра – от камер видеонаблюдения до противотаранных барьеров Полищука

22 августа, 2017

Участники выставки Securika St. Petersburg рассказывают о продукции, которую представят на выставке

7 июня, 2017

Итоги форума «CISO FORUM 2017: Суровые будни CISO»

13 февраля, 2017

«Нетрис» стал Генеральным спонсором конференции «Возможности облачных технологий и Интернета вещей для бизнеса»

9 декабря, 2016

Форум директоров по информационной безопасности

23 ноября, 2016

23 ноября открывается Форум All-over-IP 2016: присоединяйтесь к лидерам!

Каталог предприятий

Видео

Журнал "Технологии
безопасности"

Пожарная безопасность – изменения в лицензировании и сертификации (РБ)
14 июня, 2011

В рамках 6-ой специализированной выставки «Средства спасения, промышленная и пожарная безопасность» состоялся круглый стол на тему «Лицензирование и подтверждение соответствия в области обеспечения пожарной безопасности». Организатор: Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности МЧС Республики Беларусь.

Специалистами отделов сертификации и лицензирования были обозначены основные изменения, коснувшиеся вопросов лицензирования, после вступления в силу Указа №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также озвучены ожидаемые изменения в части подтверждения соответствия (сертификации), после 14 июля 2011 года.

Лицензирование.

1) Согласно Указу №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменены составляющие деятельности по обеспечению пожарной безопасности, а именно исключены:

— научно-техническая, экспертная и консультационная деятельность по обеспечению пожарной безопасности разработке технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, правил технической эксплуатации изделий и устройств, условий применения средств противопожарной защиты и пожароопасных изделий;

— производство огнезащитных составов;

— устройство и ремонт печного отопления.

Вместе с тем расширен такой вид деятельности, как проектирование, монтаж, наладка, техническое обслуживание (либо выборка из указанного перечня работ) систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (либо выборка из указанного перечня систем).

2) Специалистом отдела лицензирования МЧС было обращено внимание на четкое закрепление следующего.

Помещения, необходимые для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, соответствующие государственным стандартам, нормам и правилам системы противопожарного нормирования и стандартизации должны принадлежать соискателю лицензии на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании (прим. авт. — например, на основании договора аренды).

Приборы и инструменты, необходимые для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, соответствующие государственным стандартам, нормам и правилам должны принадлежать соискателю лицензии исключительно на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. (прим. авт. — аренда либо безвозмездное пользование приборами и оборудованием не допускается).

3) Отдельно было обращено внимание на сокращения сроков рассмотрения документов для принятия решения о выдаче либо не выдаче лицензии. В настоящее время это срок составляет 15 рабочих дней.

4) Существенные изменения претерпел перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. (прим. авт. — грубыми признаются нарушения влекущие прекращение действия лицензии). Так в соответствии с Указом №450 грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

— нарушения лицензионных требований и условий, ставшие причиной чрезвычайной ситуации и (или) способствовавшие ее развитию;

реализация или применение пожарной техники (машин и оборудования), снаряжения, спасательных устройств, огнетушителей, огнетушащих веществ и других средств противопожарной защиты без наличия документов, устанавливающих область и условия их применения, а также документов об оценке соответствия такой продукции требованиям пожарной безопасности (для продукции, подлежащей обязательному подтверждению на соответствие требованиям пожарной безопасности);

— выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, работниками, не соответствующими следующим требованиям. Специалист должен быть в штате организации, иметь необходимую квалификацию в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, пройти подготовку (повышение квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценку знаний в установленном МЧС  порядке. Работа у лицензиата (нанимателя) должна быть для специалиста основным местом работы.

— систематическое (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность;

необеспечение при выполнении работ и (или) оказании услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией необходимого согласно требованиям законодательства уровня работоспособности и (или) исправности соответствующих систем или их элементов.

5) На вопрос обозревателя журнала «Технологии безопасности» о том, предусмотрены ли сроки, в течение которых, лицензиат (руководитель организации) обязан принять в штат необходимых, для выполнения указанных в лицензии видов работ (услуг), специалистов, дабы не исключать определенные виды работ (услуг) из лицензии на время отсутствия специалистов, было пояснено следующее. Законодательно такие сроки не установлены. Во избежание нарушений следует не выполнять определенные лицензионные виды работ на время отсутствия предусмотренных Указом №450 штатных специалистов. Из практики, специалист отдела лицензирования, пояснил, что зачастую, накануне лицензионных проверок, лицензиаты самостоятельно обращаются в лицензионный орган для внесения изменений в лицензию на предмет сокращения лицензионных видов работ (услуг), дабы не возникали дополнительные вопросы при проверке.

6) Обозревателем журнала «Технологии безопасности» был уточнен вопрос о существовании исчерпывающего перечня оборудования (приборов и инструментов), которые необходимо приобрести соискателю лицензии для выполнения определенного вида работ (услуг). А также о правовом статусе документа, содержащего такой перечень.

Специалистом отдела лицензирования было пояснено следующее. Перечень носит рекомендательный характер и не содержит исчерпывающего списка оборудования достаточного для выполнения того или иного лицензионного вида деятельности. Необходимость и достаточность оборудования в каждом конкретном случае оценивает инспектор, рассматривающий вопрос о выдаче (продлении) лицензии, руководствуясь своим опытом, внутренним убеждением и рекомендованным перечнем оборудования. Орган по лицензированию может рекомендовать приобрести и иметь лицензиату определенное оборудование, однако не выполнение данной рекомендации, может повлечь за собой назначение и проведение дополнительной экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям. (прим. автора. Экспертиза  — услуга платная; стоимость определяется исходя из объемов работ).

7) На вопрос о контроле со стороны МЧС правильности составления и применения лицензиатом норм времени на техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, было пояснено следующее. Во время проведения лицензионного контроля инспектор МЧС обращает внимание не на утвержденные в организации нормы времени и порядок их применения, а на реальность выполненных объемов работ за инспектируемый период и соотнесение этого объема с количеством специалистов и соответственно, ставкой, на которую они работают в организации. Путем математических вычислений не сложно определить, могли ли быть фактически выполнены заявленные объемы  работ по ТО либо  нет. Само время, которое специалисты лицензиата затрачивают на обслуживание того или иного оборудования, правильность расчета этого времени (его достаточность для проведения всех необходимых работ по ТО), инспектор не отслеживает. Данные вопросы остаются в рамках взаимоотношений Заказчика и Исполнителя, между которыми по итогам оказания услуг по ТО составляется акт, отражающий объем выполненных работ.

Сертификация.

С 01.07.2011 порядок сертификации будет регламентироваться  ТКП 5.1.02-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения».

Процедура сертификации, а также перечень объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствию изменятся с 14 июля 2011 года. Это связано с вступлением в силу новой редакции Закона «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее по тексту – Закон).

В соответствии с новой редакцией Закона к техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие требованиям которых осуществляется оценка соответствия, относятся технические регламенты (ТР) и государственные стандарты Республики Беларусь (ГОСТы и СТБ). Таким образом если на продукцию (работу, услугу) отсутствуют ТР или гос. стандарт, то такая продукция (работа, услуга) не будет включена в перечень объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Следовательно, те продукты, в отношении которые действуют НПБ, не будут подлежать сертификации, декларированию до разработки стандарта на данный вид продукции.

По комментариям представителя отдела сертификации, к моменту вступления в силу новой редакции Закона и, соответственно,  утверждения Перечня продукции (товаров, работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия в последний не войдет порядка 10-ти позиций, которые ранее подлежали сертификации.

В частности не попадут под требования обязательной сертификации такие продукты, как:

— оросители;

модульные установки пожаротушения тонкораспыленной водой автоматические;

— технические средства оповещения и управления эвакуацией;

— извещатели пожарные автоматические;

— извещатели пожарные тепловые;

— извещатели пожарные ручные;

— системы газовые огнетушащие и некоторые др.

В настоящее время идет активная переработка существующих НПБ в государственные стандарты, однако эта процедура не будет столь быстрой. К моменту принятия стандартов по указанным выше позициям понадобится еще время для внесения изменений в утвержденный Советом Министров Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

Модули газового и порошкового пожаротушения будут подлежать обязательной сертификации с 01.07.2011. Эти позиции включены в Технический регламент Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность».  

Заключения об области и условиях их применения.

В соответствии с изменениями, вносимыми в Постановление МЧС № 92 «Об утверждении инструкции о порядке применения на территории Республики Беларусь средств противопожарной защиты и пожароопасных изделий», если возимая  в страну продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия, то реализация и применение такой продукции будет возможно при установлении области и условий её применения. В тоже время, для ввозимой продукции, в отношении которой установлена обязательная сертификация, получать заключения на область и условия применения не потребуется.

Итог.

Нормативно процедура получения лицензии стала проще. Ряд положений в части лицензирования получили четкие формулировки, что, надеемся, приведет к однозначному пониманию норм права как лицензионным органом, так и соискателями лицензий. Оплата за получение лицензии по-прежнему устанавливается в виде государственной пошлины (размер определен в Особенной части Налогового кодекса РБ), платы за экспертизу – дополнительную процедуру, проводимую лицензионным органом в случае необходимости подтверждения возможности выполнения соискателем лицензии заявленного вида деятельности. Стоимость экспертизы определяется сторонами исходя из объема работ.

Перечень продуктов противопожарной защиты претерпит изменения. Ряд продуктов, подлежащих сертификации сегодня,  не войдут в перечень сертифицируемой продукции 01.07.2011.

Не потребуется получать заключение на область и условия применения  в отношении ввозимой продукции, для которой предусмотрена процедура обязательной сертификации.

Материал подготовила Евгения Гальперина

Оставить комментарий

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.