Одна из основных причин потерь в розничной торговле — хищения, совершаемые работниками магазина. В зависимости от размера магазина и вида реализуемого товара причиненный вред может доходить до половины общей недостачи товара. Ключевой проблемой при борьбе с воровством подобного рода является то обстоятельство, что многие руководители не хотят признать, что их подчиненные, которым они доверяют, совершают хищения на рабочем месте. Гораздо легче видеть причину всех потерь и недостач в покупателях. Такие горе-руководители предпочитают верить, что они — «крутые профессионалы» и в людях, которых берут к себе на работу, разбираются досконально.
Например, в мае 2011 года судом г. Гродно был вынесен приговор 2 грузчикам , совершившим хищение 20 упаковок по 30 штук жевательных резинок в одном из магазинов сети «Евроопт». Они попросили одного из коллег приобрести для них несколько коробок вина. В одной из них и находился неоплаченный товар. Обвиняемые раскаялись в содеянном, возместили ущерб и были уволены по статье 42, п. 8 ТК РБ за совершение по месту работы хищения имущества нанимателя. Надо отметить, что до совершения этого поступка оба положительно характеризовались руководством.
К сожалению, на подобные действия в условиях попустительского отношения руководителя Управления охраны идут даже охранники. Отсутствие эффективного контроля за работой подчиненных со стороны бывшего руководителя Управления охраны на протяжении длительного срока привело к тому, что его бывшие подчиненные (9 человек) регулярно брали без оплаты продукты и иные товары в гипермаркете, которые использовали для собственных нужд, либо сбывали. Эти охранники считали, что от магазина «не убудет», если они подкрепятся во время своего дежурства продуктами из торгового зала без всякой оплаты; захватят пару пива или даже бутылку водки, также без оплаты, чтобы расслабиться после смены; и даже продадут родственникам или друзьям добытый сомнительным путем товар, чтобы немного подзаработать.
По мнению экспертов, от 10 до 20% работников — люди абсолютно честные, и не пойдут на кражу ни при каких обстоятельствах. Еще 10-20% будут пользоваться малейшей возможностью, чтобы украсть, — от совершения кражи их не удержит никакой контроль, каким бы суровым он ни был. Оставшиеся работники составляют 60-80% коллектива. Эта группа является довольно чувствительной к наличию возможности для хищений. По своей природе это люди честные, однако, при наличии подходящей возможности, и если отсутствует риск быть пойманным, они могут решиться на кражу.
Именно для такого типа людей необходимо разрабатывать меры строго контроля, и именно они являются одной из важнейших целей любых мероприятий по предотвращению потерь, вызванных совершаемыми преступлениями и правонарушениями. Когда увеличивается риск быть пойманным, вероятность кражи снижается, человек, как говорится, «10 раз подумает, прежде, чем сделает такой шаг». Но, когда в кражи вовлечены и те, кто руководит охраной, риск быть пойманным существенно снижается. Поэтому такой руководитель, виноват десятикратно за те условия попустительства и безнаказанности, в которых процветали хищения его подчиненных.
Нередко хищения со стороны персонала происходят при передаче наличных денег, работе за прилавком, обслуживании покупателей в торговом зале. В большинстве магазинов розничной торговли значительная часть краж происходит при работе с наличностью. Так, в мае прошлого года кассир, находясь на рабочем месте, похитила товар на общую сумму 321 580 рублей. Она не провела данный товар по кассе, при этом размагнитила противокражную сигнализацию и покупатель смог пронести товар без оплаты. В результате – постановление суда и увольнение кассира по статье 42, п.8 за совершение по месту работы хищения имущества нанимателя.
Надо отметить, что хищения со стороны персонала — вещь технически гораздо более сложная, нежели плутовство покупателей, так как часто осуществляется с помощью мошеннических сделок. «Нечистый на руку» сотрудник способен украсть во много раз больше, чем жулик-покупатель, потому что он хорошо осведомлен о слабых местах в работе магазина. В нашем примере с хищением жевательной резинки на значительную сумму, работники не только упаковали ее в коробку с вином, но и совершили незарегистрированные перемещения товара таким образом, чтобы он оказался в торговом зале.
Руководители должны помнить, что воруют не все работники, а только малая часть. Но что вы станете делать, если у вас возникли подозрения о мошенничестве или оформлении нечестных сделок? Прежде всего, необходимо сообщить об этом сотрудникам, отвечающим за безопасность. Далее, ни в коем случае нельзя прощать сотрудника, совершившего хищение. Такая безнаказанность не только толкает его на новые «подвиги», но и является наглядным примером для остальных. В итоге, вы увеличиваете возможность хищений многократно! И еще можно дать совет руководителю: мало контроля не бывает. Необходим и плановый контроль и внеплановые проверки. У подчиненных четко должна сформироваться связь: любое хищение будет выявлено, а за ним неминуемо последует привлечение к ответственности и увольнение. Но следите за тем, чтобы увольнения работников были юридически безупречными — при незаконном увольнении вам могут предъявить встречные обвинения. Поэтому в случае сомнений всегда обращайтесь за помощью к юристам и кадровикам.
Источник: www.euroopt.by
11.01.2016 в 21:12
Выводы из статьи:
1. Учиться разбираться в людях;
2. Учиться понимать причины потерь;
3. Налаживать эффективный контроль за работой сотрудников службы безопасности и персонала;
4. Налаживать эффективный контроль за перемещения товара.
Сотрудник Управления охраны