26 апреля 2024 г., пятница

Отраслевые мероприятия (Беларусь)

1 мая, 2021

Беспилотные летательные аппараты – новые технологии

1 мая, 2021

Новая линейка модернизированного оборудования от Ровалэнт

1 мая, 2021

Интеграция в СКУД, видеоаналитика с функцией алкотестирования на базе BIOSMART, SIGUR, TRASSIR, «Лазерные системы» представит Совершенные системы

1 мая, 2021

JABLOTRON в Беларуси!

1 мая, 2021

Новые взрывозащищенные решения от компании «Эридан»

1 мая, 2021

Интеграционные возможности HikCentral и новые продукты от Ajax на стенде БайТехСервис

Отраслевые мероприятия (зарубежные)

8 апреля, 2020

Премия BIM&SECURITY в деловой программе выставки Securika Moscow

16 марта, 2020

Securika Moscow: Ключевые мероприятия деловой программы

10 сентября, 2019

Конференция «СКУД 2019. Технологии и практика»

5 апреля, 2019

Итоги Securika Moscow: рекордное число посетителей

18 марта, 2019

Юбилейная выставка Securika Moscow 2019 показывает рекордный уровень доверия к бренду

18 марта, 2019

Запланируйте посещение мероприятий деловой программы выставки Securika Moscow

Каталог предприятий

sfera-kameri-videonabludeniya-125х125

Видео

sfera-kameri-videonabludeniya-125х125
Стенограмма круглого стола «Пожарная автоматика. Системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения»
14 июля, 2009

mchs_11— Добрый день. Я представляю НИИ пожарной безопасности, цель моего доклада рассмотреть некоторые проблемы, возникающие при проведении испытаний технических средств противопожарной защиты. Направление, которое мы курируем – это средства пожарной автоматики. Все вы знаете, что МЧС Республики Беларусь в 2008 году выпустило 2-ое постановление, которое регламентирует порядок применения технических средств пожарной защиты на территории Республики Беларусь, в частности и пожарной автоматики. Условно они разделяются на 2 вида – это ввозимая и производимая на территории Республики Беларусь. Как производители, так и представители других организаций, которые распространяют эти средства на территории Республики Беларусь уже к нам обращались и неоднократно, встречались именно с тем необходимым минимумом, который определяет порядок применения и количество тех документов, которое при этом необходимо. При этом больших вопросов не возникает; условия, область применения белорусских средств противопожарной защиты оговаривается в технических условиях, которые утверждаются главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору. Для ввозимых средств противопожарной защиты условия и область применения оговаривается в одном отдельном заключении, в котором также оговариваются полностью условия применения. Количество документов для получения заключения. В первую очередь это образцы изделий. Образцы изделий могут оговариваться непосредственно при проведении сертификационных испытаний, если подлежит сертификации изделие, либо прописано в нормах пожарной безопасности, если это изделие не подлежит сертификации. Второе – это наличие эксплуатационной документации, тоже необходимый аспект, в котором оговорены условия применения системы непосредственно рекомендованной предприятием изготовителем, область применения системы и опять же все необходимые параметры их исполнения: климатические, механические, основные функциональные назначения. Если средства противопожарной защиты ввозимые, то необходимо еще наличие документов, подтверждающих возможность гарантировать использовать подтверждение гарантийного технического обслуживания на территории Республики Беларусь. Как практика показывает, в большинстве случаев это используется в технических договорах, в которых отдельно указаны пункты, говорящие об условиях поставки и непосредственно ответственности производителя перед дистебьютером Республики Беларусь: как осуществляется замена и все мероприятия. Это немаловажный факт, потому что если поставки разовые и достаточно в новой сфере, то при возникновении проблем есть шанс, что компоненты системы установок пожарной сигнализации, установок пожаротушения в принципе могут просто быть не восстановлены и система как таковая может быть не неработоспособной.

Приветствуется наличие результатов испытаний сторонних организаций. Это что касается средств ввозимых противопожарной защиты. Что касается средств, производимых в Республике Беларусь, в этом отношении немножко проще. Единственный документ, который требуется это техническое условие, которое я говорил согласовывается с главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору и эксплуатационная документация. Конечно, проведение испытаний опять количество голосов,
все определяется, оговаривается особо и в принципе для каждого типа противопожарной защиты – это индивидуальный подход.

Помимо этого есть понятие сертификация. Не все средства противопожарной защиты в области пожарной автоматики попадают под нее, поэтому, ежели, сертификация необходима, то механизм сертификации отдельно происходит, но в принципе испытания проходят совместно. Что касается белорусских производителей и зарубежных, в любом случае сертификация действует на всех. Бытовало такое мнение, что якобы для белорусских производителей сертификация не нужна, только заключение – это неправда, на самом деле сертификат нужен и тем, и тем.

Что касается вообще по направлениям. Какие особо бывают проблемы при испытаниях и как они решаются. В большинстве случаев перед началом испытания всегда рекомендуют всем внимательно изучить действующие технические надсистемно-правовые акты, которые устанавливают требования непосредственно к главному изделию средств противопожарной защиты. Институт работает, консультации у нас пока бесплатные, никому никогда не отказывали и поэтому всегда прежде чем что-то ввозить либо производить, конечно, рекомендую: всегда внимательно изучите нормативные документы, которые регламентируют эти требования.

Что касается непосредственно проведения испытаний адресных систем пожарной сигнализации. Республике Беларусь есть нормативный документ «Адресные системы пожарной сигнализации. Общетехнические требования. Метод испытания», сейчас на БелГИСС находится на согласовании стандарт наш белорусский на эту систему, это взамен НПБ. Помимо этого необходимо не забывать о том, что для подтверждения функций адресной системы пожарной сигнализации необходимо подтвердить его соответствие требованиям Гост 30737 – это приборы приемно-контрольные пожарные.

В большинстве случаев адресная система выполняет функцию приборов управления, т.е. управление систем оповещения, начиная от базовых класса СО-1, СО-2, и вплоть до того, что управление установки аэрозольного, порошкового пожаротушения, газового пожаротушения, вплоть до установки водяного пожаротушения. Т.е. в принципе, эти требования устанавливает у нас СТБ-111401 «Приборы управления пожарные». Естественно, эти испытания необходимо проводить тоже. Если в системе используется в качестве компонентов еще системы, компоненты оповещения о пожаре, то тут возникает норма пожарной безопасности «Система оповещения о пожаре и их компоненты». Тут то же самое – необходимо проведение этих испытаний. Недавно вышел стандарт на источники бесперебойного питания технических средств противопожарной защиты. Поэтому использование в составе системы этих компонентов должно тоже пройти испытания этого стандарта. Поэтому, как вы понимаете, на самом деле адресная система пожарной сигнализации это не только 37 норма, но и ряд других нормативно-правовых актов, по которым необходимо подтвердить на соответствие. Часть этих документов — есть обязательная сертификация, часть — просто необходимо проведение просто испытаний.

Основные проблемы с адресными системами, с которыми мы столкнулись – это понятие адресные безадресные шлейфы. Т.е. необходимо понимать, что есть условия, когда необходима действительно адресная система пожарной сигнализации. Есть условия, например, в коридорах, когда установка адресных пожарных извещателей неэффективна и экономически нецелесообразна. И таких примеров достаточно много, поэтому в компонент системы всегда входят обычно: адресные и безадресные извещатели.

Озвучу перечень технических средств противопожарной защиты, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь. В 92 постановлении об этом оговорено и там записано о том, что все прошедшие испытания, получившие соответствующие разрешения должны быть внесены в перечень, и некоторые считают, что пока в самом перечне в текстовой его части не будет этого технического средства, то в принципе его применять нельзя.

Нет, это неправда, на самом деле, уже то, что он есть в перечне, подтверждает документ, наличие заключения об области его применения и технические условия. В практике технические условия у нас подписываются письмом главного государственного инспектора Республики Беларусь. Только уже наличия этих документов является основанием для внесения в перечень. Т.е. если его в перечне в текстовом варианте нет, но есть реальные документы, то можно применять смело и в этом ограничений нет.

Поэтому надо исходить из того, что невозможно каждый месяц печатать новый перечень, а периодичность издания раз в год. Так что касается адресной системы, систем пожарной сигнализации, то же самое с ППК. Необходимо понимать одну вещь, что на территорию Республики Беларусь поступает ряд средств и из-за рубежа, в том числе и из Российской Федерации. В принципе документы как бы схожи, единая нормативная база, единые исследования, но есть нюансы. Вопросы именно в идентификации, выполнении каких-то функциональных особенностей.

Получается ситуация: приезжают к нам, говорят, вот вам российский сертификат, вот оно все соответствует, зачем вообще нужно лишний раз одно и то же подтверждать. Но требования действительно различаются. К примеру, качество индикации. Например, по российским нормам в состоянии пожар по индикату либо звуковой, либо светозвуковой. У нас он четко определено что индикация режима пожар только световой. И таких примеров достаточно много.

Всегда обращайте внимание на национальные требования. Действительно, испытания стоят не малых денег, в некоторых изданиях на каждое средство противопожарной защиты достаточно много, ну к примеру, те же оросители — более 30 показателей и каждый показатель уникален, достаточно сложен и достаточно трудоемок. Поэтому действительно, к примеру, испытать сейчас один ороситель стоит у нас порядка 3млн.

Что касается других систем, к примеру, пожаротушение. У нас в лаборатории проводятся испытания и аэрозольного и порошкового пожаротушения, газового пожаротушения. С газовыми установками пожаротушения у нас вопросов и проблем не возникало. А с установками аэрозольного пожаротушения есть вопросы, были нюансы по отрицательным результатам в плане того, что функционирование систем, температур получаемых температурных зон, вплоть до того, что некоторые генераторы просто взрывались даже на испытаниях. Модули порошкового пожаротушения тоже не всегда проходили у нас успешные испытания, были вопросы.

Особенно хочется остановиться сейчас на вопросе водяного пожаротушения. Что сложилось у нас в Республике сейчас с водяными оросителями. Есть представители на стадии сертифицирования. Дорого, но они прошли испытания. Говорить о том, что кто-то другой не прошел испытания по каким-то другим причинам, кроме как технические характеристики несоответствия, мне очень сложно. Извините, т.е. достаточно часто мы выезжаем на объекты, где стояли те же самые оросители достаточно известного российского производителя и сталкиваемся с ложным срабатыванием, неэффективной работой. Действительно, если нам принесут нормальное изделие, мы его испытаем, и оно будет соответствовать, пожалуйста, в чем вопрос, почему не пустить на рынок.

Что касается сроков проведения испытаний — 3 месяца. Да, согласен, это достаточно много, но лаборатория загружена испытаниями, назначаются люди, стараемся конечно в максимально-короткие сроки проводить испытания, но не всегда так получается, потому что если вы мало-мальски знакомы с требованиями наших документов, понятно, что достаточно много бед, и они неоднозначны и достаточно сложны. Поэтому говорить о том, что вот в других странах там за 2-3 недели нам уже сертификат выдают, ну, честно говоря, я не понимаю, как это можно сделать, если кто-то может выйти с какими-то секретами или опытом, то пожалуйста, но честно говоря, это сложно понять.

По стоимости хочу сказать да, действительно, ну не дешевы, скажем так сейчас все испытания проходят, но заплатив один раз получаешь разрешительный документ и пожалуйста, пользуйся, тем более права и заключение в области условий применения сертификатом оговорены и подтверждены законодательно.

Вопросы есть какие-нибудь?

Вопрос Я говорю от имени всех проектировщиков, которые постоянно задают один и тот же вопрос. Где можно увидеть перечень разрешенных, если в напечатанном виде он издается раз в год?

— На сайте Республиканского Центра Сертификации Экспертизы лицензионных видов деятельности http://www.rcce.by вся информация есть. Она оперативно поступает туда по мере получения?

— Позвольте я отвечу. Дело в том, что те заключения, которые в режиме онлайн получаются, да, они, как правило, вносятся, не скажу, что в определенной какой-то последовательности, там раз в неделю, раз в месяц, но по мере регистрации журналов поступления они вносятся в перечень заключений, выдаваемых центром. Все что проходит мимо центра, ведь есть вещи которые не проходят через нас, проходят только по результатам испытаний, т.е. они не проходят ни через сертификацию, ни через заключение, по этим вещам мы, к сожалению, информацию не размещаем, потому что ее просто нет. Но НИИ ПБ и ЧС, они по ходу накапливают всю информацию и раз — два в год они это печатают. Но в любом случае, проектировщики выходят из этого так, они просто берут телефон – звонят к нам либо в НИИ и говорят: «Это есть или нет?»

— Нам отвечают, заплати 194 тыс. – получите перечень.

— Стоп, вам отвечают, что если делать выписку из реестра – получите. Ну что сделать, у нас система такая. Что мы можем давать по телефону, мы как правило даем, но подробную информацию: кто производитель, телефон, контактные лица, срок действия документов и все остальное – но это уже то, что выходит за рамки телефонного разговора, поэтому уж не обессудьте.

Вопрос

— А есть ли процент по пенности?

— Сейчас в институте находится на испытании 2 производителя, проводятся испытания, планируем буквально через 2 недели дать результаты, может даже на следующей получится.

Вопрос

— А какие производители?

— К сожалению, я не могу говорить, один – это белорусский производитель, второй – российский.

Вопрос

— А сертифицированные оросители для тонко-распыленной воды у нас есть?

— К сожалению, заявок не поступало на проведение испытаний распыленной воды, поэтому к сожалению ничего.

Вопрос
— Что касается пенного ствола, воздушно-пенного. Есть что-нибудь, кто-нибудь подавал на сертификацию?

— Дело в том что я к сожалению не могу точно ответить, потому что не мое направление.

Игорь Васильевич:

— Позвольте я уточню. На сегодняшний день стволы воздушно – пенные подлежат декларированию и на сегодняшний день заявок на данный вид изделия не поступало.

— Подождите секундочку, вы спрашиваете у меня как вам работать? Не знаю. Вы извините, вы производители, вы продавцы, вы проектировщики. Вы люди, которые делают, продают и закладывают в проекты, да. Мы чиновники, которые все это дело фиксируют по факту поступления, и вы спрашиваете у меня что делать? Продавать. Продавать, сертифицировать, улучшать.

Вопрос

— Декларирование – это как?

— На сегодняшний день в Республике Беларусь есть 2 способа подтверждения соответствия продукции – это сертификация и декларирование. Сертификация делится на 2 вида: добровольная и обязательная. Декларирование является продуктом обязательным. Есть перечень продукции, подлежащий обязательному подтверждению, продукции, услуг, персонала, 60-тое постановление Госстандарта. Там написано, что есть перечень продукции подлежащей сертификации и декларированию. Продукция, которая подлежит сертификации – это компетентность органов по сертификации, вы подаете заявку и мы проводим все работы от изучения материала до выдачи сертификата, проведение испытаний и т.д. и т.п. Декларирование от сертификата отличается чем: продавец или изготовитель продукции собирает сам всю доказательную базу, результаты испытаний, исследований, научных каких-то разработок, комплектует весь необходимый комплект, заполняет декларацию в 2-х экземплярах и заполняет заявку на ее регистрацию. Эти документы он приносит в орган, который определен Госстандартом для регистрации данного направления и говорит, что вот у меня есть продукция, она входит в перечень декларирования, я принес декларацию. В ней написано, что я Иванов Иван Иванович декларирую, гарантирую, что моя продукция, такая-то стволы воздушно-пенные, соответствует всем необходимым требованиям Республики Беларусь, за что я и подписался. Представляет доказательную базу, как я уже сказал, протоколы, да, любую информацию, которая моет служить этим подтверждением и мы, как орган регистрации декларации, рассматриваем это все и говорим, да, мы согласны. Регистрируем вашу декларацию и все. Испытательную базу готовите вы сами. Протоколы принимаются к рассмотрению любые, любая информация, которую вы собрали. Протокол испытаний прошедший в России можно прикладывать. Орган рассматривает, если есть испытания, результаты, распространение по каким-то параметрам, в каких-то рамках совпадает с нашими требованиями, вы вправе рассчитывать на то, что это будет зачтено. Сказать вам, что нет, мы не признаем вашу базу, а только вот вам необходимо это, мы как бы тоже не имеем права. Если ваша база полная. Вы сами знаете действующие документы в Республике Беларусь, вы сами знаете вашу доказательную базу. Проанализировав одно с другим, вы смотрите, соответствует или не соответствует. Если соответствует, то говорите, извините, у меня все соответствует и отстаньте от меня. Если же там что-то не совпадает, значит есть НИИ пожарной безопасности, есть областные НПЦ, которые аккредитованы на данные виды испытаний, вы проводите и говорите, вот у меня комплект и все. При декларировании ответственность за все несет только тот, кто подал декларацию. Ни органы сертификации, вы сами несете абсолютно полную ответственность за свою продукцию. При сертификации ситуация другая. Вы подаете заявку, мы рассматриваем документы, делаем отбор образцов, готовим программу, испытываем, подтверждаете и здесь уже ответственность за продукт, который будет дальше работать ложится уже в какой-то степени на органы сертификации, ну естественно, на изготовителя продукции. Один существенный нюанс декларирования. Декларацию может подать только субъект хозяйства Республики Беларусь. Все что касается иностранного изготовителя либо продавца – это может осуществляться только через добровольную сертификацию. Потому, что, человек, который подает декларацию, несет административную ответственность в соответствии с Кодексом административного правонарушения. Он распространяется и действует только у нас на территории Беларуси. Поэтому ни россияне, ни украинцы, ни дальнее зарубежье не могут подавать декларацию, а только могут добровольно сертифицировать свою продукцию в наших органах по сертификации, но опять же при этом они будут получать сертификат обязательной формы подтверждения соответствия. Если ввозится партия продукции, то ее просто декларируют.

Максим Николаевич:

— В Беларуси остро стоит вопрос о применении газовых огнетушеших составов: до сих пор кроме Энергена больше у нас ничего не имеет заключения, ни сертификатов. Потом возникают проблемы при приемке, поэтому обратите внимание, что ни угликислоту ни хлодон, ни другие смеси газов нельзя применять для тушения. В соответствии требованиями 92-го постановления газовые огнетушащие составы должны иметь тоже заключение об области условий применения, либо технические условия.

Игорь Васильевич:

— При установке модулей газового пожаротушения сертификат на газ спрашивать не будет, т.к. сертифицирован конечный продукт – модуль, вопросы возникнут при перезарядке данного изделия. Тот кто продает газ для перезарядке данного изделия может поиметь не мало проблем.

Максим Николаевич:

— У меня еще есть просьба к проектировщикам, продавцам оборудования, немножко поучаствовать в развитии пожарной автоматики у нас в Республике Беларусь, в предоставлении сведений нам о работе, о компонентах системы. На самом деле испытательная лаборатория имеет сведения непосредственно об испытаниях в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов. К сожалению, анализа работы системы на объектах мы уже не имеем. А это очень важно. Постарайтесь как-то нас обо всем этом информировать.

Оставить комментарий

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.