Aercom.by - Новости безопасности в Беларуси и СНГ

25 сентября 2017 г., понедельник

Отраслевые мероприятия (Беларусь)

8 сентября, 2017

Видео учебно-практического семинара – «Построение интегрированных систем безопасности на основе оборудования и программного обеспечения TRASSIR, SIGUR (ранее «Сфинкс»)»

10 августа, 2017

Образовательный проект для специалистов по безопасности

20 июня, 2017

IDC DAY MINSK 2017: Infrastructure Efficiency, Cloud, Virtualization & IT Security Roadshow

24 мая, 2017

В первый день «Центр безопасности. 2017» более 1000 специалистов посетили выставку-форум

23 мая, 2017

Памятка посетителям и участникам выставки-форума «Центр безопасности 2017»

22 мая, 2017

Выставка-форум «Центр безопасности. 2017»: технологии, диалог, бизнес

Отраслевые мероприятия (зарубежные)

5 сентября, 2017

Охрана периметра – от камер видеонаблюдения до противотаранных барьеров Полищука

22 августа, 2017

Участники выставки Securika St. Petersburg рассказывают о продукции, которую представят на выставке

7 июня, 2017

Итоги форума «CISO FORUM 2017: Суровые будни CISO»

13 февраля, 2017

«Нетрис» стал Генеральным спонсором конференции «Возможности облачных технологий и Интернета вещей для бизнеса»

9 декабря, 2016

Форум директоров по информационной безопасности

23 ноября, 2016

23 ноября открывается Форум All-over-IP 2016: присоединяйтесь к лидерам!

Каталог предприятий

Видео

Журнал "Технологии
безопасности"

Технологии будущего. Системы безопасности минского метрополитена и его соседей
8 января, 2013

В декабре прошлого года Московский метрополитен объявил о желании застраховать свои поезда на 2013 год. В числе рисков, от которых должны быть защищены подвижные составы, упоминаются повреждения в результате падения самолетов, вертолетов, космических аппаратов, аэростатов и дирижаблей.

Звучит, конечно, забавно, но факт остается фактом: возможностей для возникновения непредвиденных ситуаций в такой сложной и многообразной структуре, как метрополитен, предостаточно. В связи с этим возникает вопрос: а достаточно ли защищены мы, пассажиры, в этой «зоне повышенной опасности»?

Сразу нужно сказать, что обеспечить безопасность в метро – задача очень сложная, так как контролировать требуется не только каждый вагон каждого поезда, но и все вестибюли, станции, переходы. Кроме того, по-настоящему эффективная система должна учитывать все более-менее реальные угрозы – от возгораний, несчастных случаев на эскалаторе и падений людей на рельсы до террористических актов – а сделать это, как мы понимаем, почти невозможно. Тем не менее работа ведется, и в каждой стране находят свои пути решения этой задачи.

Основой систем безопасности любого метрополитена является видеонаблюдение. Сегодня практически в каждом метро установлены камеры, благодаря которым работники «подземки» и сотрудники правоохранительных органов могут следить за порядком и оперативно вмешиваться в проблемные ситуации. Так, станции минского метро оборудованы примерно 900 видеокамерами, данные с которых поступают на 76 серверов и там архивируются на срок не менее 72 часов. Кроме того, в 2012 году камеры с широкоугольными объективами появились и в вагонах отечественного метрополитена, в частности на Московской линии. Пока таких вагонов не много, а к 2017 году будет 35.

Пример для подражания

В вопросах безопасности железнодорожного транспорта главным экспертом может выступить Япония. Именно в этой стране в сферу рельсовых перевозок людей и грузов внедрено максимальное количество высокотехнологичных решений. И это при том, что Япония считается мировым лидером по объему пассажиропотока, проходящего через вокзалы (а вокзалы здесь зачастую объединяют и наземный, и подземный транспорт). Однако метрополитен Страны восходящего солнца, и в частности Токио, вывели в авангард очень печальные события. Система безопасности в столичной «подземке» кардинально обновилась после марта 1995 года, когда религиозные фанатики из секты «Аум Синрике» распылили на двух станциях ядовитый газ. Теперь токийское метро буквально напичкано современными видеокамерами – на 290 станций их приходится несколько тысяч! Установлены камеры и во многих вагонах скоростных поездов. Также есть камеры, которые специализируются на вычленении предметов и людей, не двигающихся в течение долгого времени. Все видеозаписи поступают в единый ситуативный центр, куда стекается также вся информация от патрулирующих метро полицейских. Кроме того, имеются и специальные стереовидеокамеры, способные «засечь» посторонний предмет или человека на путях и скомандовать поезду остановиться.

В некоторой мере теракт определил и специфику нововведений. Так, наиболее крупные станции оборудованы газоанализаторами, которые определяют наличие/отсутствие в воздухе опасных веществ. Кроме того, в «подземке» появилась система запаса чистого воздуха – в случае повторения инцидента электроника тут же подаст на зараженные участки чистый воздух из резервуаров. Конечно, все строения метрополитена являются сейсмоустойчивыми.

Надо сказать, японских граждан приходится защищать не только от преступников, но и от самих себя – довольно большой процент самоубийств происходит именно в метро. Поэтому на некоторых станциях пути отгорожены от платформ барьерами.

Впрочем, какой бы совершенной ни была техника, ключевым элементом системы безопасности в метрополитене Японии является все-таки не она, а… люди. С одной стороны, это полицейские, патрулирующие станции и вокзалы, — они отлично подготовлены, обучены четко и слаженно действовать в конкретных критических ситуациях, оказывать первую медицинскую помощь и т.д. С другой стороны, это сами пассажиры, считающие своим долгом тут же сообщать в полицию о подозрительных случаях, вещах и людях. Чтобы связаться со спецслужбами, достаточно лишь нажать одну из многочисленных «тревожных кнопок», установленных на платформах.

«Не все спокойно в датском королевстве»

Но если кто-то думает, что уровень безопасности метрополитена напрямую связан с уровнем экономического развития государства, он сильно заблуждается. Метро Нью-Йорка яркий тому пример. Там, конечно, тоже имеются и камеры, и полицейские патрули, и система досмотра багажа и т.д. , но… Утром, днем и вечером, часов до 9, в «подземке» крупнейшего города США относительно спокойно. С 9 до полуночи предпочтительно перемещаться только в оживленных районах Манхэттена, а районов от 116-й стрит и далее (Гарлем) — избегать. После полуночи (метрополитен работает круглосуточно) добропорядочные граждане Нью-Йорка в метро не спускаются. Те же, кто мнит себя смельчаком, должны позаботиться о своей безопасности самостоятельно. Так, в центре каждой платформы можно увидеть табличку «Off-hours waiting area» — возле нее рекомендуют собираться пассажирам в ночные часы, когда интервалы между поездами превышают 30 минут. Садиться следует в центральные вагоны, в идеале – в вагоны с кондуктором (таких на весь состав два-три) и как можно ближе к последнему. Общеизвестно, что нападение на кондуктора приравнивается к нападению на полицейского.

У ближайших соседей 

Высокотехнологичные решения для обеспечения безопасности транспорта внедряются и на постсоветском пространстве. Так, в 2013 году в петербургском метро в дополнение к уже действующим камерам, пунктам досмотра и рамкам-металлодетекторам должна появиться «интеллектуальная» система видеонаблюдения. Базируется она на комплексе «КАРС» (комплексной автоматической розыскной системе), разработанном ФСБ России для розыска преступников. Решение состоит из сети видеокамер и серверов для обработки информации. Опираясь на биометрические данные, система способна автоматически распознавать людей в толпе и анализировать их сходство с лицами, занесенными в базу данных преступников и подозреваемых. Если сходство превышает 90%, система оповещает об этом полицейских. Мало того, система даже умеет следить за потенциальным правонарушителем с помощью нескольких камер.

Московский метрополитен, который называют одним из самых уязвимых среди соизмеримых с них по объему пассажиропотока, тоже в последние годы совершенствует систему безопасности. Уже создано единое информационное радиопространство, позволяющее сотрудникам «подземки» быстро связываться со службой охраны, станции и поезда оборудованы системой видеонаблюдения, на платформах установлены колонны экстренного вызова. В ближайшем будущем планируется оснастить каждую станцию дополнительными камерами, а также турникетами, способными распознать взрывные устройства, опасные предметы, отравляющие и радиоактивные вещества. Для того чтобы в случае критических ситуаций информировать пассажиров о порядке действий, в фойе станций метро предполагается установить плазменные панели.

Вся информация с датчиков, камер и мониторов будет приходить в единый ситуативный центр.

Родные палестины

Уделять больше внимания вопросам безопасности подземного транспорта нашу страну тоже заставила трагедия. Именно после взрыва в апреле 2011 года стартовала долгосрочная программа по повышению уровня безопасности метрополитена. Прежде всего столичная «подземка» обзавелась собственной службой охраны. Подразделение, состоящее на данный момент из более чем 160 инспекторов, было сформировано с учетом опыта метрополитенов Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. Инспекторы работают в связке с милицией и дежурят в вестибюлях, переходах и на платформах.

Также на станции «Октябрьская» открылся участок досмотра пассажиров и багажа, где с помощью рентгеновской установки проверяют до 100 человек в день. На всех платформах планируется установить по несколько точек экстренной связи, с помощью которых пассажиры смогут вызвать милиционера или дежурного по станции. Кроме того, все станции будут снабжены локализаторами взрывов – специальными контейнерами с защитной крышкой для экстренной эвакуации подозрительных предметов.

Из нововведений, заметных на глаз, стоит отметить цифровые видеокамеры, установленные на трех новых станциях, открытых в ноябре прошлого года. Специалисты отмечают, что «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина» полностью оцифрованы в плане видеонаблюдения, в то время как на всех остальных станциях висят преимущественно аналоговые камеры.

Камера видеонаблюдения на станции «Петровщина»

Камера видеонаблюдения на станции «Грушевка»

Аналоговые видеокамеры имеют ограничение в качестве картинки по количеству точек и строк. У цифровых камер же диапазон практически не ограничен.


Камера видеонаблюдения на станции «Площадь Якуба Коласа»

Камера видеонаблюдения на станции «Пушкинская»

Конечно, все эти инновационные хай-тек-решения уменьшают вероятность неприятных происшествий, но гарантировать стопроцентную безопасность не может нам никто и ничто. Спускаясь в «подземку», будьте собранны и помните о предосторожности. Кстати, знаете ли вы правила безопасного поведения в метро?

Источник: it.tut.by

Оставить комментарий

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.