Новая система управления дорожным движением значительно повысит безопасность его участников, позволит избежать пробок, благодаря ей машины смогут ездить без водителя.
У них
Идею автономного управления автомобилем в широкие массы запустил Голливуд, когда в начале 1980-х крупнейшая американская киностудия сняла фантастический боевик «Рыцарь дорог» (Knight Rider). В популярной ленте представили экземпляр с автопилотом под названием KITT, отличающийся от обычных машин искусственным интеллектом и встроенным в носовой части специальным сканером. В январе 2015 г. компания Bosch презентовала в Лас-Вегасе на ярмарке автомобильных разработок точную копию голливудской легенды Pontiac Firebird Trans Am. Видимо, не случайно…
С момента выхода фильма прошло 30 лет, и автономное управление перестало быть недостижимой голливудской мечтой. Уже не один год разработчики ломают головы над тем, как избавить водителей от участия в управлении автомобилем. Техника меняется буквально на глазах. В современных моделях адаптивный круиз-контроль автоматически контролирует скорость, а также расстояние до машин, движущихся впереди. На рынок выходит система помощи при движении в пробках, которая удерживает четырехколесного коня на нужной полосе при скоростях до 60 км/ч.
Готовые технологии, необходимые для вождения с высокой степенью автоматизации, появятся не позднее 2020 г. В будущем водители смогут просто отдыхать в салоне, доверившись технике во время езды, во всяком случае, на скоростных магистралях.
Но придется ли армии автомобилистов такой подарок по душе? Согласно исследованиям, проведенным в шести европейских странах, 59 % опрошенных положительно относятся к концепции автономного вождения. Тем не менее они хотят, чтобы оставалась возможность переключения на ручной режим управления.
– Очень важно, чтобы потребители поняли и приняли новые технологии, способные улучшить их жизнь, – заявил во время посещения Минска полномочный представитель группы Bosch в России, Украине, Беларуси, Средней Азии и на Кавказе Герхард Пфайфер. – Я хорошо помню времена, когда в автомобилях только начинали внедрять антиблокировочную систему. Тогда, в 70-х годах прошлого столетия, водители восприняли новинку в штыки. Сегодня, пожалуй, немногие предпочитают ездить на автомобиле без ABS.
Развитие технологии автономного управления затрагивает фактически все узлы автомобиля – трансмиссию, тормозную систему, рулевое управление. Ее использование требует детальной информации, которую предоставляют многочисленные датчики: радары, видео и сверхзвуковые сенсоры. Образно говоря, сенсоры – это глаза и уши автомобиля, которые учат машину чувствовать окружающую среду.
По прогнозам специалистов, количество столкновений по вине водителей техники с автономным управлением снизится на 90 %. А пока ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире гибнут около 1,2 млн человек. Гораздо больше людей получают травмы и становятся инвалидами. Причем во многом по вине водителей. К примеру, в Минске в минувшем году на совести автомобилистов – 80 % ДТП, в которых пострадали люди. В этой связи комплексная поддержка в критических ситуациях и в условиях монотонного вождения может значительно повысить уровень безопасности на дорогах. Более того, автономное вождение экономично.
– Лично я с нетерпением жду момента, когда машины начнут общаться между собой, сообщать друг другу информацию о состоянии на дорогах, метеорологических условиях, рисках и препятствиях на пути, – отметил господин Пфайфер. – Благодаря этому мы сможем значительно разгрузить дороги и избежать пробок. Основная причина возникновения в городах заторовых ситуаций в том, что автомобили движутся с разной скоростью. Если же говорить о железнодорожном транспорте, то там пробок не бывает. Потому что все поезда между собой взаимосвязаны. Именно поэтому мы хотим посредством сети связать между собой автомобили, чтобы они передвигались с одинаковой скоростью, поддерживали необходимую дистанцию. Тогда вождение станет более комфортным и безопасным.
У нас
– Первые шаги к автономному вождению в Минске уже сделаны, – рассказал начальник отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Навой. – Совместно с китайскими компаниями мы работаем над созданием системы контроля инцидентов и маршрутного ориентирования. Новинку внедрим в столице и на Минской кольцевой автодороге, а также на трассе М2 Минск – Национальный аэропорт Минск в конце 2018-го – начале 2019 г. Фактически сегодня мы формируем инфраструктуру для автомобилей, которые в перспективе смогут двигаться без водителей. Перед поездкой достаточно будет ввести маршрут, и машина самостоятельно пойдет по кратчайшему пути. По ходу следования умный автомобиль способен получать информацию от внешней инфраструктуры о том, что, например, впереди образовался затор, случилось ДТП, проводятся ремонтные работы, и оперативно решать, по какому маршруту следовать дальше.
В планах ГАИ – разместить в 2018 г. на МКАД электронные знаки ограничения максимальной скорости и электронные знаки рекомендуемой скорости, наподобие тех, что имеются на Логойском тракте. В зависимости от обстановки на дороге они будут указывать водителям, а в будущем и бортовому устройству автомобиля безопасную скорость движения, сообщать другую полезную информацию.
Бортовой компьютер, в отличие от человека, будет точно придерживаться рекомендаций. Ведь главная задача умного автомобиля – как можно быстрее и безопаснее, сэкономив при этом топливо, довезти водителя и пассажиров из пункта А в пункт Б.
– В настоящее время проводим тестирование новой технологии Bluetooth на МКАД в районе пересечения с Партизанским проспектом, а также на перекрестке улиц Козлова и Платонова, – продолжает Дмитрий Навой. – Согласно нашим исследованиям, 30 % автомобилей движутся с включенными Bluetooth-устройствами. Но и этого количества машин достаточно, чтобы вычислить среднюю скорость потока. Остальные 70 % машин фиксируются камерами видеонаблюдения. Они же распознают и идентифицируют государственные номерные знаки с целью определения разыскиваемых автотранспортных средств. В перспективе установим датчики, чтобы троллейбусы и трамваи ходили по четкому маршруту строго по расписанию. В будущем не только автомобили, но и трамваи, троллейбусы и поезда метро в Минске смогут перевозить пассажиров без участия водителей. И это уже не фантастика, а перспектива ближайших десятилетий.
Автор: Игорь Голод
Источник: minsknews.by